Романовский Царский Крестный ход

От села Спасское (с. Красногорье Макарьевского р-на)
до Макариево-Унженского монастыря.
Впервые этим путём прошли царь Михаил Фёдорович Романов с царской свитой князей и бояр и духовенством в 1619 году 14 октября (1 октября ст. стиль), в день праздника Покрова Божией Матери. Крестный ход был учреждён по особому царскому обету в благодарность за заступничество Божией Матери и предстательство преподобного Макария Унженского и Желтоводского чудотворца, за воцарение на царство династии Романовых и преодоление Смутного
времени в России, освобождение из польского плена патриарха всея Руси Филарета – отца Михаила Фёдоровича. Михаил Романов неоднократно посещал Макариево-Унженский монастырь (1601, 1612, 1619 г.г.). Именно здесь будущий царь с матерью инокиней Марфой нашли приют в страшные времена безвластия и смуты и молились о судьбе своего рода и всей России у гробницы преподобного Макария и чудотворной иконы Богородицы «Макариевской». Михаил испытывал особые тёплые чувства к обители преподобного Макария, считая её своей родиной, т.к. здесь малолетний Михаил находился с пяти до де-
сятилетнего возраста, воспитываясь под присмотром строителя монастыря, бывшего царедворца боярина Давида Хвостова. Став царём, Михаил Романов, по настоянию и благословению своего отца, совершает это путешествие. Всё расстояние в 20 вёрст, начиная от села Спасское, было преодолено пешком, оказывая тем самым особое уважение и почтение святому старцу. Народное предание сохранило и освятило царственный путь сооружением часовен в местах, где усталые путники, утомленные долгой дорогой и осенней непогодой, останавливались отдыхать. К началу ХХI века не сохранилось ни одной часовни. На сегодняшний момент, установлены места расположения всех часовен и восстановлено три из четырёх. В 2012 году 14 октября, на праздник Покрова Божией Матери, этим путём прошла группа энтузиастов в составе шести человек, совершив второй Крестный ход по этому маршруту.

14 июля 2018 года по маршруту следования Царского Крестного хода 1619 года в Свято-Троицкий Макариево-Унженский мужской монастырь из Красногорской Спасской пустыни состоялся велопробег, в котором приняло участие более 50 человек. Красногорье или Спас Красная гора (Спас-Унженская) известна с 1585 года как Спасская мужская пустынь. Расположена она на правом живописном берегу красавицы Унжи. Сохранилось описание 1612 года: « … церковь Преображения с трапезой, место ночлега и отдыха богомольцев. Спасская пустынь стояла на берегу Унжи, словно маленькая крепость, окруженная деревянной стеной с воротами … ». Такой увидел её молодой царь Михаил Федорович Романов, остановившись на ночлег в Спасской обители и прослушав раннюю литургию. Царь Михаил пожаловал деньги на построение деревянной церкви Спаса Всемилостивого. Современная кирпичная Спасская церковь Преображения была построена в 1810 году на месте старой деревянной монастырской церкви. Колокольня, зимняя церковь и трапезная разрушены в 1939 году. Храм был возвращён Костромской епархии в ноябре 1990 года и 1 августа 1991 года, по благословению Архиепископа Костромского и Галичского Александра, освящён. Первая часовня была в деревне Карабаниха, что в 17 верстах от Макарьевской обители. Располагалась она около малого ключа. Была разрушена в конце 30-х годов. Сейчас на этом месте стоит тесовый гараж. Примечательность этих мест – кедр. Местные жители утверждают, что именно под ним отдыхал царь со свитою. Далее добираясь в Макарьевскую обитель, путь царской свиты проходил через деревни Ивакино, Юркино, Григорьевское. В тех местах, где останавливалась свита царя жители, так же потом поставили часовни, куда по большим церковным праздникам приходили молиться. Так, в часовне, что была возведена в деревне Ивакино (13 вёрст от Макарьевской обители), находилась икона Казанской божьей матери, праздник в честь которой является в выше перечисленных деревнях престольным. В деревне Григорьевское до сих пор бьёт святой ключ; рядом с ним и стояла часовня. По сей день ходят сюда жители за водицей. А в Казанскую,
Крещение Господне ежегодно вода в этом ключике освящается, возле него проводятся молебны. В 2011 году часовня была восстановлена на прежнем месте и освящена в честь иконы Казанской Божией Матери.
Последняя часовня – д. Заречье, что в 7 верстах от г. Макарьева.
Погост Усть-Нейский был центром вотчины князя Юрия Андреевича
Сицкого, которую царь Михаил Фёдорович в 1620 году пожаловал ему за участие его в обороне Москвы от поляков. В 1630 году Усть-Нейскую вотчину князь продал Макарьевскому монастырю. Деревня Заречье, протяженностью более двух километров, строилась одной длинной улицей. Часовня находилась как раз в середине деревни. Долгожи-
тели прекрасно помнят эту часовню: полукруглое деревянное строение коричневого цвета. В большие церковные праздники (Тихонов день) бабушки приносили из дома иконы и, начиная от часовни, делали обход всей деревни. Считалось, что этот обряд спасал деревню от пожаров и разных бед. В советские времена в часовне торговали мануфактурой, затем, здесь разместили склад дере-
венского магазина. Из-за ветхости здание разрушилось.
В 2010 году на месте старой часовни была построена небольшая часовня с поклонным крестом. Работа выполнена силами и на средства местных жителей и предпринимателей. Возведена часовня во имя преподобного Тихона Луховского и Макария Унженского.
К вечеру именитый кортеж добрался до монастыря, где специально к приезду царя были выстроены Романовские палаты. Обитель расположенная на высоком берегу реки Унжи, в то время выглядела так: центральное место в ней занимали два шатровых храма: летний, во имя преподобного Макария, построенный в 1614 году , деревянный холодный над гробом его «о пяти главаxъ съ подволокою о десяти стѣнахъ», а вверху «на подволокѣ» устроены были два придела: Благовещения Пресв. Богородицы и Св. мучеников Бориса и Глеба, и
зимний – Троицкий, с приделами во имя мучеников Флора и Лавра, на подклете, с трапезою, построенный в 1601 году. Рядом возвышалась шатровая «осьмистенная» колокольня, на которой висело 7 колоколов. Вокруг храмов находились жилые и хозяйственные постройки – игуменская и братские кельи, «хлеб-
ня», «поварня» и др. Монастырь был обнесен оградой, за которой стояли «конюшенный» и «коровей» дворы.
К сожалению, в 1669 году в обители произошёл большой пожар, и царские кельи, как и многие другие деревянные постройки, сгорели. В 1735 году, во время царствования императрицы Анны Иоанновны, на месте сгоревших палат была построена каменная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, в память о Государе и Великом князе Михаиле Фёдоровиче.
Последствия царского посещения для Макариево-Унженского монастыря были значительные. Царь Михаил открыто признавал над собой покровительство и промысел преподобного Макария, молитвами которого не только получил царство, но и возврат из польского плена своего отца. Инокиня Марфа и молодой царь Михаил до смерти были привержены монастырю более всех других обителей и относились к нему и преподобному Макарию гораздо пламеннее, чем даже сам патриарх Филарет. Более того, Михаил совершил своеобразный подвиг – шел 20 верст пешком до монастыря. Царь совершал паломничество в разные монастыри, но только к этому шел пешком.
Таким образом, Романовский (Покровский) Крестный ход знаменует собой:

  • окончание Смутного времени, времени, когда Россия была лишена своего законного царя и патриарха, когда могла быть свергнута православная вера в нашей стране;
  • начало правления династии Романовых, 400-летие которой было отпраздновано в 2013 году;
  • благодарность покрову Божией Матери над Россией и в честь Её чудотворной иконы «Макариевской»;
  • благодарность преподобному Макария Желтоводскому и Унженскому чудотворцу, которого считали покровителем такие известные русские роды как Романовы, Пожарские, Хвостовы, Хитрово и др., и его обители на Унже, «лавры преподобного Макария», сыгравшей свою роль в истории России.

В 2019 году – 400 лет первому Романовскому Крестному ходу.