В воскресенье 29 сентября 2019 г. после божественной литургии в храме прп. Макария Унженского на территории монастыря открылась благотворительная Макарьевская ярмарка, которая раньше была традиционной и проводилась три раза в год.
«Где двое, там рынок, трое – базар, а семеро – ярмарка!», гласит старая русская пословица. На Руси ярмарки появились в глубокой древности и располагались сначала на пересечении торговых путей и дорог. Наиболее широкое распространение они получили к началу XII века и устраивались, предпочтительно, около стен городов и монастырей, чтобы люди находились в относительной безопасности.
Известно, что монастыри играли важную роль в укреплении государства – они становились крепостями, защищавшими от недружелюбных соседей, давали крепость духовную, не позволявшую утратить независимость, а также давали возможность развиваться ремеслам и торговле под их защитой.
Первое упоминание о ярмарочной торговле в городе Макарьеве встречается в книге Ивана Капитоновича Херсонского «Летопись Макарьев- Унженского монастыря Костромской епархии». В ней говорилось, что в 1652 году чубным старостой г. Юрьевца Поволжского Семеном Ватутиным была составлена опись монастырского имущества, в которой упоминалось, что за монастырской стеной, для летнего праздничного торга, размещалось 300 лавок, сдающихся в наем.
Проведение основных ярмарок в Макарьеве было приурочено к религиозным праздникам. Главных было три: Крещенская (13-26 января), Благовещенская (17-28 марта), Ильинская (17-27 июля). На ярмарках продавали практически все, а их открытие проходило в торжественной обстановке. Это было особое сочетание праздника и дела. Вот как описывал в своем дневнике это событие купец Иван Михайлович Чумаков 13 января 1883 года: «Сегодня было официальное открытие ярмарки, поднятие флагов, из собора проходили по ярмарке с иконами и служили молебен». К началу XX века в центре города было выстроено два гостиных двора – каменный и деревянный. Торговые помещения в них были расположены в 13 рядов, в каждом из которых, размещалось от 6 до 44-х лавок. В четырех рядах шла торговля съестными припасами. В десяти лавках продавали всякую мелочь – иголки, пуговицы, кресты, тесемки, кольца, сережки, пояски – как их тогда называли щепетильные товары. Железными изделиями торговал целый ряд, а девять лавок принадлежало шорникам – тем, кто мог сшить хомуты для лошади или изготовить седло. В семнадцати лавках можно было купить щепенный товар, т.е. деревянную посуду. Пятнадцать лавок торговали мылом и крашениной – продавали красители или уже готовую крашеную пряжу изо льна и шерсти, а иногда и окрашенные ткани.
Крестьяне и ремесленники свои изделия привозили зимой на санях, а летом на телегах. С них и велась торговля – возы ставились плотными рядами, строго по отведенным линиям, образовывая своеобразную улицу. Беспорядок не допускался – каждому товару предназначалось определенное место. Купцы же торговали преимущественно в стационарных лавках, которые они арендовали или строили сами. Конструкция и размеры лавок были разнообразными – лавка с прилавком, лавка с полками, лавка со скамьей, лавка с одним затвором, лавка на два затвора и т.п.. Обычно лавки были деревянными, но наиболее состоятельные торговцы ставили каменные. Часто лавка была не только местом торга, но и местом жительства и производства. Например, было две постоянно действующих кузницы. Лошади в городе были основным гужевым транспортом, а на Крещенскую ярмарку они были и основным товаром – из Сибири и Вятки их поставляли на продажу до четырехсот голов.
Товары на ярмарку привозили как местные, так и приезжие купцы, а иногда и иностранные. В каменном гостином дворе большинство лавок сдавалось приезжим купцам, а вот деревянный двор прозвали «Обжоркой» из-за того, что там торговали различной снедью. Торговки из «Обжорки» пекли вкусные пироги – с луком, с кашей, с потрохами, с капустой, с яйцами… . Каши варили из самых разных круп, но самой распространенной была гороховая. Кроме «коровьева», так называли жители сливочное масло, продавали и растительные – репейное, конопляное, маковое, льняное и другие. Из овощей самыми распространенными были репа и лук.
В ярмарочные дни в город съезжалось до 10 000 человек и жизнь превращалась в большой народный праздник. Над городом раздавался колокольный звон. А еще ярмарка играла важную информационную роль – на ней жители разных городов и регионов общались между собой, обмениваясь новостями, опытом и знаниями.
Оборот каждой ярмарки составлял от 150 до 400 тысяч рублей. После окончания ярмарочной торговли для купцов обязательным являлась бескорыстная помощь всем нуждающимся. Если торги прошли удачно, сумма могла быть приличной, а если доход был небольшой, то и милостыня сокращалась. Но в любом случае купец считал своим долгом помочь бедным, чтобы удача не отвернулась от него в другой раз. В дневниковых записях купца Чумакова И.М. есть воспоминания о первом опыте торгов на Макарьевской ярмарке. Несмотря на то, что он был не очень удачным, Иван Михайлович посчитал своим долгом встретиться с теми, кто нуждался в помощи: «…жене моего родного дяди Василия Николаевича … дал я 5 рублей, потом велел прислать жену ее сына Михайлы, ей тоже дал 10 рублей; еще двое пришли, прося на невест, дал по 10 рублей, жене Ивана Дружинина дал 3 рубля, монахине Марии из Боголюбова – 3 рубля”.
То, насколько была значима и известна Макарьевская ярмарка на Унже, говорит изданное М.Чулковым в Москве, в 1785 году, ”Историческое описание Российской коммерции”. Говоря о реках Костромского наместничества – Костроме, Унже, Керженце и Ветлуге, он писал:” …все они смежные с Сухоной столь близко, что небольшой канал мог бы тут Волгу с Сухоною, а потом и с Двиною, равно как Каспийское море с Белым совокупить, что принесло бы немалую выгоду для Макарьевской ярмарки, которая все иностранные товары из города Архангельска получает и оный обратно российскими товарами снабжает”. Указание на наместничество и на реку Унжу прямо доказывает, что речь идет о Макарьевской ярмарке на Унже, а не о Желтоводской на Волге.
Но жизнь не стоит на месте. С появлением и распространением пароходов, как основного вида торгового транспорта, значение нашей ярмарки для России уменьшается. Торговые пути обновятся Балтийским морем, открытым Петром I, слава и богатства достанутся Макарьевской ярмарке, которая проходила сначала у стен Желтоводского монастыря, а после пожара 1816 года, полностью уничтожевшего все строения , перейдет к ярмарке, проходящей в Нижнем Новгороде, но называться она будет, как и прежде – Макарьевской.
Таким образом, как и Макарий преподобный, родившись в Нижнем Новгороде, основав Желтоводскую обитель и вынужденный последние годы прожить в обители на реке Унже, так и ярмарка – знаменитая на всю Россию Макарьевская ярмарка – совершила «переселение» из города Макарьева на Унже в Макарьев Желтоводский, а потом и в Нижний Новгород.
(По материалам Макарьевского краеведческого музея)