Чудеса на Макарьевской земле

Из летописей о чудесах на земле преподобного Макария

Частично переложено на современный язык с рукописи из собрания ЦРК ОГБУК «Костромской историко-архитектурный музей» КМЗ КОК 56472 составленной в ХIХ в. в Макарьево-Унженском монастыре на основании более ранних источников монастырского архива.

1502 год

Крымский хан Менгли-Гирей переселившийся в Казанские пределы стал делать набеги, в том числе и на Галичские земли.

Город Унжа был немноголюден и плохо укреплён. Воинов защищающих город было немного. Большинство из них не были обучены ратному искусству. Неминуемое разорение и предание огню грозило не только городу, но и монастырю святого Макария.

Гражданам ничего не оставалось делать как только возложить надежду по защите города на Бога, на Матерь Божию и на преподобного Макария Унженского.

Несколько иноков и граждан города отправились в обитель преподобного и там молились перед явленной ангелами иконой Божией Матери (Макарьевская). После молитв один из иноков утверждал что он видел как на иконе из очей Матери Божией истекли две слезы и дошли до правой руки младенца Иисуса.

Это обрадовало людей и придало им надежду на помощь свыше.

Когда татары подошли к городу Унже и осадили его, то по какой-то причине то подходили к городу, то отступали от него. Потом жители Унжи воодушевившись пошли на врага и взяли многих в плен. Взятые в плен утверждали что при подходе к стенам города они видели седого старца монаха защищавшего город и устрашающего их. Иноки же утверждали что не только преподобный Макарий сохранил город от гибели, но и Сама Матерь Божия спасала их.

Летописец же справедливо писал что: «честь и славу прежде всего достойно должно воздать победителю ада и смерти Господу и Богу нашему Иисусу Христу»

1552 год

В царствование Василия Иоанновича Великого князя Московского двадцатитысячное войско татар подошло к городу Унже и монастырю преподобного Макария, и жителям города ничего не оставалось делать как только, каясь в грехах своих, усиленно просить о скорой помощи преподобного Макария, особо чтимого здесь святого который некоторое время жил в их городе и «в нём изволил дух свой Господу предать».

Летопись указывает «Поганые нагло напали на город, наступая со всех сторон, осыпая стрелами и поджигая». Воевода города по прозвищу Супоня и жители вместе с ним, со слезами, молились у образа преподобного Макария который, как это бывало прежде, уже защитил их единожды от подобного поругания.

Также и в монастыре у иконы Божией Матери три дня и три ночи непрерывно молились некоторые горожане и монахи. Молились «не отлучаясь без еды и пития». Изнемогшие от трудов, усталости и от уныния потому что беда была неминуема и велика, молящиеся, наконец, уснули в здании церкви где кто мог, а после пробуждения игумен монастыря клятвенно утверждал что видел во сне как старец Макарий, ради милостей оказанных ему при его жизни жителями города и который «телу его послужил», умолял Пречистую Богородицу о защите людей долго стоя на коленях у Её чудотворной иконы. Летопись приписывает такие слова преподобному: «я не смею один, без Тебя Пречистая умолять Владыку Господа о отмене наказания, потому что отяготили люди долготерпение Его своими грехами». Далее же, игумен слышал от иконы глас Божий: «Ради моления Матери Моей и ради молитв твоих (ради молитв Макария) ещё долготерпя помилую град их» после чего, по словам игумена, преподобный Макарий стал невидим.

Услышав это присутствующие в монастыре отслужив молебны Матери Божией и преподобному пошли к трапезе.

Пришедшие в монастырь горожане рассказали что когда татары подожгли город начался необыкновенно сильный ливень от которого пламя скоро угасло. А татары, придя в смятение, начали биться друг с другом. Некоторые из жителей видели преподобного Макария стоящего над городом и льющего на него воду. Пленные же потом рассказывали что также видели старца монаха вначале поражающего их камнями из пращи (праща — кожаный ремень для метания камней) , а потом въехавшего на коне в их ряды. Они кинулись на него чтобы взять живым или убить, но этого сделать не смогли. Затем охватил их необъяснимый страх так что они начали в безумии биться друг с другом и многие бросились в бегство.

Слыша эти рассказы многие горожане пошли в монастырь основанный святым Макарием (20-верст ниже по течению реки Унжа) там много дней благодарили его за избавление от страшной беды и каялись в грехах своих что забывали Бога: «более же величали Милосердие Господа Иисуса Христа».

Исцеление посадской женщины именем Варвара

«Посадская женщина по имени Варвара из города Галича, вдова, много лет была больна параличом. Правая рука её была сухая и совершенно не двигалась. Та Варвара имела большую веру в Макариевскую чудотворную икону Богоматери и бывала на всех праздниках в Унженском монастыре, когда была служба Пречистой Владычице в честь Её иконы. В субботу пятой недели Великого поста во время пения акафиста та женщина вдруг впервые двинула недвижимой сухой рукой, показывая всем её выздоровление. После окончания пения, когда вместе со всеми приложилась к честной иконе Владычицы, имея немой язык заговорила, и радуясь возопила, благодаря о внезапном исцелении. Скоро её правая рука совсем утвердилась и двигалась, как и левая и язык был доброглаголив»

Исцеление женщины Александры из города Юрьевца на Волге

«Жила в городе Юрьевце на Волге одна женщина по имени Александра, из хорошего рода и очень почитающая чудотворную икону Макариевской Божией Матери. Часто она бывала в Унженском монастыре на Божественной службе, как у той честной иконы так и у гроба святого Макария. Заказывала молебны пречистой Богородице и преподобному и Богоносному отцу нашему Макарию, как отдельно, так и вместе. Александра не могла своих детей родить живыми, а изметала мёртвыми и от этого очень страдала. Случилось ей беременной быть в Унженском монастыре. Ожидая, что по-прежнему, случится у неё выкидыш, впала она в лютую скорбь. Начала Александра молиться у честной иконы Богоматери, да помилует Она её, Сама Благосердая. Благословит родить живой плод чрева её. Молясь, воздыхая и проливая слёзы женщина не отрываясь смотрела на честную икону и видит, как Лик на иконе Владычицы изменился и стал намного светлее. Александра очень удивилась такому изменению Лика Богородицы Владычицы и подумала: «Если я грешная всю ночь буду молиться здесь одна у иконы Пречистой Госпожи Богородицы, то буду услышана». Решив так, после вечерней службы подошла к игумену, умоляя его, чтобы благословил он ей, запертой в церкви, одной остаться на всю ночь для молитвы и бдения у чудотворной иконы. Игумен благословил сему быть, зная, что женщина благочестивая и молится со многими слезами ко Всемилостивой Владычице о даровании ей живого ребёнка родить, что была она беременна много раз, но ни одного не выносила.

— Услыши меня Премилостивая Мати Господа моего Иисуса Христа Царица и Владычица, услыши меня грешницу! даруй мне понести одного ребёнка, да выращу его и назовусь матерью живо-го детища, который меня в старости успокоит. Услыши меня Владычица!

Так молилась Александра всю ночь со слезами и частыми поклонами у честной иконы. Незадолго до заутрени она прямо стоя задремала и как будто уснула. В этом забытьи слышит она голос от иконы: «Пей понемногу воду из колодца, где Я явила эту Мою икону, до тех пор, пока не родишь сына, и будет он жив». Услышав эти слова женщина проснулась и снова начала молиться ко Владычице, благодаря Пречистую Богородицу. Когда настало утро, Александра попросила игумена, чтобы он благословил ей от Богодарованного источника почерпнуть воды для употребления. По благословению же взяла святой воды и пила её, после чего вскоре родила сына, которого приносила и показывала Матери Господа, благословляя Единую Преблагословенную во веки. С того времени Александра начала от своего мужа рожать живых детей и родила ещё одного сына и одну дочь. Славя величие Божие, и прославляя милосердие Владычицы, дарованное от честной Её иконы, приносила она к ней елей и свечи»

О исцелении неплодной Екатерины из рода бояр Хвостовых

Старец Давид из рода бояр Хвостовых, благочестивый инок, был назначен Царём и Великим князем Фёдором Иоанновичем в 1596 году в Унженскую обитель игуменом, для её обустройства и приведения в лучший вид. Этот старец поведал братии историю о себе самом, как будто она произошла с кем-то другим.

Некая женщина по имени Екатерина, особо почитала Пречистую Матерь Господа, каждый день пела Ей акафист и много раз в день читала «Богородице Дево», была неплодна и не могла иметь детей. От своего неплодства страдала и бывало целыми ночами не спала, клала поклоны и молила Богородицу дать ей хоть одного ребёнка на утешение. В молитвах обещала, что если родится мальчик, то отдаст его в монахи. Так она усердно молилась, проливая слёзы к Богородице и была услышана. Во время одной из таких молитвенных ночей перед иконой Богоматери, у себя дома, Екатерина задремала. И видит во сне, как Владычица Пречистая Богородица, в виде Предивной Светоносной Жены, тихо подходит к ней с двумя преподобными и, смиренно посмотрев на неё, говорит: «Пришла Я, Екатерина, посетить тебя, с любимыми Моими Макарием и Давидом, угодниками Сына Моего Господа Иисуса Христа. Отнимаю у тебя твою печаль, и ты вскоре зачнёшь и в своё время родишь сына, которого Я пошлю на Унжу, для службы Мне у честной Моей иконы в том же монастыре, который Я сильно люблю ради Макария.» Сказав это, Богородица осенила Екатерину крестным знамением и отошла. Вскоре всё сказанное сбылось. Женщина родила и вырастила сына, хваля и благословляя Бога и Пречистую Его Матерь.

О исцелении слепой Анны

Девушка Анна, дочь Кирилла, жителя города Казани, ещё в младенчестве переболев болезнью, называемой оспа, от множества струпьев потеряла зрение. Отец и мать Анны были благочестивы, боялись Бога, жили соблюдая заповеди. Очень любили Пречистую Богородицу и чтили преподобного и Богоносного отца нашего Макария. Дочь их Анна, тоже была доброго нрава и любила ходить на службы в церковь. Случилось во сне её родителям видеть как некий инок с седыми волосами явился им и сказал, что если они хотят видеть свою дочь зрячей, пусть идут в Унженский монастырь — в обитель святого Макария (говорил это сам Макарий). После акафиста перед чудотворной иконой Богородицы и гробом Макария, пусть просят у честного игумена, чтобы помазал он глаза их слепой дочери елеем от горящих лампад у той иконы и возле гроба. Они, веря этим словам, пришли в Унженскую пустыню 17 сентября, когда по обычаю здесь проводился праздник явления чудотворной иконы Богоматери. Отстояв Божественную Литургию, они попросили игумена отпеть акафист Владычице Богородице и молебен угоднику Макарию и по их совершении елеем от лампад помазать глаза слепой их дочери. Как только глаза Анны были помазаны елеем, благодатью Богородичною она прозрела.

Исцеление Евдокии из города Вятка от болезни кровотечения

Из города Вятки, молодая благочестивая женщина по имени Евдокия, страдала женским кровотечением. Она очень почитала Пречистую Владычицу Богородицу и имела большую веру и любовь к честной Её иконе Макариевской. Перед этой иконой она часто жаловалась, что есть у неё скорбь великая, что не может слышать чтение и песни церковные, потому что не смеет входить в храм, а стоит во дворе вне храма. Из-за скроби своей она ещё прилежнее просила Владычицу, что бы подала Она ей исцеление от её недуга и утешила возможностью ходить в храм Господень. Однажды, молясь всю ночь, Евдокия уснула поутру и видит, как подходит к ней Чудная Жена с двумя светозарными мужами и говорит: «Иди в Унженскую обитель и там на помосте у Моей Макариевской иконы возьми сажи (праха), а от колодца возьми воды. Смешай и пей благодаря Бога, а когда выздоровеешь — будешь инокиней». Евдокия проснулась и скоро собралась в путь. Придя в Унженскую обитель, после совершения молебного пения перед честной иконой Пресвятой Богородицы, взяла сажу и от Богодарованного колодца воду. Стала пить эту смесь и выздоровела. Выздоровев приняла постриг в женском монастыре.

О бывшей блуднице ставшей инокиней

Жила в городе Суздале юная и красивая девица, по имени Ефросинья. Она рано осиротела, потеряв своих благородных родителей, и не имела заботливых воспитателей научающих её страху Божию. Жила она в праздности и чревоугодии с нехорошей женщиной, а когда достигла совершеннолетия, предалась блудодейству, и вскоре заболела тяжёлой смертельной болезнью. Тут Ефросинья задумалась, что после смерти, за осквернение себя блудом, ожидает её мука вечная. Начала она сильно жалеть о прежних скверных делах. Часто смотря на Пречистый Образ Богородицы Владычицы вздыхая молилась: «Владычице, я в блуде превзошла Марию Египетскую, и не покаялась, как она. Не имея слёз, да омою Ноги сына Твоего и Бога моего Иисуса Христа, как Евангельская жена блудница. Смерть меня ждёт, Суд предстоит, муки ожидаю. К Тебе припадаю Премилостивая Владычица. Ты мне помоги, исправь мою судьбу, спаси меня недостойную. Присвой меня Себе, присвой Владычица! Сокрушённым сердцем и всей душой призываю Тебя, помоги мне рабе Твоей, яко Спаса родила еси душ наших». Когда же задремала, увидела в тонком сне, как приходит к ней в образе монашки Сама Пречистая Владычица Богородица с чудотворцем Макарием и говорит: «Видишь Ефросинья огонь неугасимый! Его ты себе сама выбрала. Но ради Моих молитв Сын Мой Господь Иисус Христос помилует тебя, если станешь инокиней. Но сначала иди в Унженскую обитель Моего угодника Макария и там испей воды из источника, где Я икону Свою явила. Там выздоровеешь».

После пробуждения, её болезнь стала отступать, но не до конца. В скором времени Ефросинья с трудом пришла в Макариев монастырь, что на Унже. После пения акафиста перед иконой Владычицы она выпила воды от святого кладязя и получила совершенное здоровье. После этого Ефросинья пошла в женский монастырь, где и пребыла до конца своей жизни, прославляя милосердие Богородицы.

Спасение купцов Ивана и Тимофея Леонтьевых от нападения волков

В первых числах января 1590 года казанские купцы Иван Леонтьев и его единоутробный брат Тимофей ехали в Унженскую обитель преподобного отца нашего Макария по купеческим и торговым делам и везли на ярмарку солёную рыбу и другие товары. Иван и Тимофей, хотя и были молоды, но Бога боялись и заповеди Его хранили. К Пречистой же Богородице такую веру имели что всегда с собой возили маленькую раскладную икону Её, где на боковых створках были изображены Гурий и Варсанофий Казанские, на другой Герман и преподобный Макарий Желтоводский и Унженский.

Торопясь на ярмарку довелось им ехать ночью через лес где напала на них волчья стая. Злобно рыча волки нападали и хотели их съесть. Браться достали складную икону Богородицы и святых, и с верой ознаменовали ей дорогу прося Матерь Божию спасти их. После чего волки скоро умерили свою ярость и ушли в лес оставив братьев в покое.

Прибыв в монастырь купцы пели акафист Макарьевской чудотворной иконе и рассказывали всем как избавил их Бог от напрасной смерти и показывали свою икону всем.

Исцеление Юлиании от рака

Одна женщина по имени Юлиания из города Ярославля, имела на правой щеке своего лица гнойный струп, считая, что это рак. Она лечилась разными средствами, но результата не было. И обратилась Юлиания ко Пречистой Владычице Богородице, читая пред честной Её иконой тропари и кондаки из акафиста. Женщина та была смиренна, часто ходила в церковь для молитв и подаяния милостыни, помогала нищим и жертвовала в монастырь. Часто дома по ночам молилась. Один раз во сне видит она Чудную Деву, которая велела ей идти в Унженский монастырь и елеем от лампады, что у честной Её Макариевской иконы горит, помазать свой гнойный струп, и тогда от своей болезни исцелится. Когда же придя в монастырь, по окончании акафиста Богородице, была она помазана елеем от лампады Владычицы то тут же получила исцеление. Струп гнойный, как чешуя, от елея свалился, а щека, к удивлению присутствующих, оказалась цела, как и другая, без признаков болезни. После такого чуда многие прославили Бога и Пречистую Его Матерь.

Исцеление от болезни проказы

Прокажённый, некто Дионисий из Вологодских земель, имел сухую недвижимую правую руку. Он услышал о преславных благодеяниях, которые бывают от чудотворной иконы Богородицы Макариевской, которые Сама Владычица подаёт. Уверовав, быстро собрался и пришёл в Унженскую преподобного отца нашего Макария пустынь. Было это в первую субботу по Святой Пятидесятнице в 1591 году, когда соборно пелся акафист Пречистой Богородице. Дионисий с умилением и слезами взывал: «Умилостивися Владычице, умилостивися! Дай мне сухорукому и прокажённому Твою святую помощь, моему земному телу человеческому, спасение! От врачей не получил я никакой пользы, прояви милость Владычица! Исцели меня, ведь устало тело моё. Высохла рука, и мышцы прилипли к костям, весь покрыт шрамами и язвами. Всей душой к Тебе обращаюсь». Так он долго с отчаянием молился, пока кто-то из народа тихо не сказал: «Что плачешь в отчаянии? Проси. Будешь помазан елеем Богородицы и сразу иди и святой Богородичной водой умойся». Послушав этим словам, Дионисий после совершения акафиста и помазания елеем умылся святой водой и стал здоров, и рука его окрепла, и тело очистилось. Возвеличил он Бога и Пречистую Его матерь, рассказывая всем о преславном этом чуде. Многие и другие страдающие различными болезнями, пьющие и умывающиеся этой святой водой исцелились по молитвам Владычицы и святого угодника отца нашего Макария.

Спасение из воды

Как астраханский рыбак, по имени Яков, утонул в море и к жизни вернулся и стал монахом.

Это было в октябре 7102 (1594) года. Иаков из Астрахани, который потом, при игумене Унженского монастыря Зосиме, стал старцем Иовом, привёз пять возов рыбы на питание монахам. Он объявил, что исполнил обет, доставив обозы в этот монастырь по велению Богородицы. Я, сказал он, самый грешный рыбак, ловивший на Дону и на море рыбу, потому что не хотел жениться и жил со многими женщинами в блуде и осквернении. Монастыри ненавидел, не делал добрых дел и пренебрегал молитвой. Любил только милостыню нищим давать и сорок раз вдень «Богородице Дево радуйся Благодатная …» и двенадцать раз «Отче наш» — молитву Господню, читал. Поэтому Пречистая Владычица и попустила мне утонуть в море. Извлекли моё мёртвое тело сетями, а душу изъяли из тела страшные демоны и готовы были предать конечной погибели, если бы Сама Богородица не отняла меня от адского мучения и душу мою обратно в тело не возвратила. Она сказала: «Ты любодей и сквернитель, но ты нищих любишь. Хочу, что бы послужил ты Сыну Моему Господу Иисусу Христу и Мне в обители Унженской в чистоте и покаянии. Я умолила Сына Моего возвратить тебя к жизни». И тотчас с теми словами я ожил и теперь всю мою часть улова привёз, по велению Богородицы, и отдаю в этот монастырь на трапезу, а себя самого на служение Владычицы Богородицы. Примите эти два дара — вину и виновного, и примите меня, как служителя Богородицы, а рыбу как дар Её.

Избавление от насилия от поляков

Евдокия из Коряковских земель, женщина красивая лицом, а ещё больше душой. В свои молодые годы была уже вдовой, но славилась целомудрием и смирением. Любила она Богородицу Владычицу и Её икону Макариевскую, всегда собой носила. Маленькую иконку Евдокия заворачивала в платок и повязывала себе на шею, и всегда делилась с ней радостью. Ещё была она очень трудолюбива и милостива.

Однажды находясь в лесу и идя полем встретила поляков, которые после взятия в плен в Польшу Царя и Великого князя Василия Иоанновича рыскали, как волки и бесчинствовали не щадя православных христиан. Эти ляхи, под предводительством воеводы Лисовского, шли на Юрьевец Поволжский, что бы завоевать его. Проходя мимо, они решили завоевать и Коряковские земли и истребить христиан. Несколько поляков и встретили в лесу Евдокию и хотели надругаться над ней. Женщина, сопротивляясь, одному из них выколола глаз и тогда безбожные поляки изрубили её мечами, оставив едва живую, и ушли. Но не попустила Богородица невинно пострадавшей здесь погибнуть, Сама явилась, уврачевала её раны и сделала здоровой.

Об этом позже Евдокия, с большим умилением и слезами, многим на пользу рассказывала. Также на исповеди игумену Иоасафу и старцам пред чудотворной Макариевской иконой Богородицы рассказывала о преславном этом чуде. Да и мы принесём Христу Богу нашему и Пречистой Его Матери молитвы и песни духовные благодарственные вознесём. Да будем помилованы в этом и будущем веке, славяще Триипостасную Державу Единого Божества и Его Царства, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

О видении Богородицы держащей Евангелие вместе с иереем

В 1609 году, в обитель преподобного отца нашего Макария, пришёл некто нижегородец Борис Дорофеев и попросил игумена Иоасафа вписать в диптих имя умершего своего отца Дорофея и рассказал про него.

От юности Дорофей жил благочестиво и непорочно, по закону Господню и опыту святых. И сподобился умереть в истинном покаянии и благочестии. В своём доме был хорошим хозяином, добрым к ближним любя всех, и добрых и злых, потому что был кроток душой и смирен сердцем. Никому не льстил, боясь только Бога, кому-то говорил правду, а кому-то давал благой совет. Не выносил обмана и сквернословия. Свои деньги не тратил на пустые дела и чужих не брал. Всегда давал нищим. Став вдовцом, 25 лет провёл в посте и молитве, девственной чистоте и говении. Учил своих детей свято хранить заповеди Господни в словах и в делах, являя сам пример всем. Так непорочно ходил пред Богом Господом нашим Иисусом Христом и большую веру и любовь имел к Пречистой Госпоже Деве Богородице. Пред честной иконой Макариевской Богородицы, которую списал старец Унженской обители Давид и дал ему благословив, устроил Дорофей вечно горящую лампаду и с великим сокрушением молился ночами, проливая слёзы. Рассказал нам как-то отец, говорил Борис, что молясь один перед иконой Богородицы, услышал от неё голос: «Приспе пшеница в житницу! Смерть твоя близко! После кончины пусть отнесут эту икону в Унженскую Мою обитель». После этого известия он сильно разболелся и начал готовиться к блаженному исходу. Велел позвать к себе своего духовного отца, чтобы принёс он Святые Тайны Христовы и помазал его елеем святым. Будучи в предсмертном состоянии, он принимал Христовы Тайны стоя, ни кем не поддерживаемый, а елеосвящение уже сидя. Когда духовник читал над его головой Святое Евангелие, отец уже воз-лежал на одре и по прочтении последней молитвы Дорофей тихим голосом произнёс: «Благодарю Тя Преблагая Царице небесе и земли, Мати Христа Бога моего! Видех бо Тя Саму, сдержащу надо мною Святое Евангелие, ныне же прими и дух мой». И перекрестившись, у всех на виду тихо испустил дух.

Прими же отче Иоасафе, сие сокровище икону Пречистой, как память о славном чуде, и помяни отца моего, ведь он, как и ты очень любил эту обитель. Меня же благослови другого святого иконою Богородицы, да будет в моём дому всегда неразлучно вместе с ней Владычица Богородица, защищая от всех зол рабов Своих. Игумен, приняв чтимую икону, благословил Бориса другой такою же и тот, взяв её, отправился в путь, радуясь и славя Бога.

Избавление от сыпи

Костромич Афанасий Берёзин сделал в Унженскую обитель преподобного отца нашего Макария вклад на колокол, а игумену Иоасафу поведал свою историю.

Разболелся он великой и неисцелимой болезнью. Сердце стиснуло и грудь сдавило так, что вздохнуть нельзя. Двенадцать дней по всему телу была сыпь, мучили разные видения. Врачи ничем не могли помочь. И почувствовал Афанасий, что смерть близка, и врачебная хитрость ни чем помочь не может. И подумалось ему, что спасти его могут только целебные дары Владычицы Богородицы от Её чудотворной иконы, что у честного гроба преподобного Макария. Начал он молить со слезами Владычицу, да смилостивится над ним и исцелит его душу и тело. Ещё обещался, если будут силы, сделать вклад на колокол и принести его в обитель, и петь молебен Богородице у Её иконы Макариевской и преподобному отцу Макарию у его святого гроба. Ещё же обещал исправить свою жизнь, уж очень Афанасий боялся смерти. И вот ему, на некоторое время впавшему в забытье, является Премилостивая Богородица, всегда готовая всем скорбящим помощница, и добро посмотрев на него сказала: «Афанасий! Услышала Я твои обеты и упросила Сына Моего Иисуса Христа Спаса мира, и Господа, да даст тебе время на покаяние. Ставши здоровым, не согрешай. Особенно опасайся сквернословия, клятвы давать и воровства!» Поэтому, благодатию Богородицы, теперь здоров пришёл но святую пустынь воздать обеты свои и поведать явные величия Божия, которые получил от Пречистой Богоматери. Заказав акафист Владычице у Её чудотворной иконы и молебен у снятого гроба Богоносного отца Макария, Афанасий дал вклад на колокол и отправился домой, радуясь и славя Бога.

Исцеление троих в один день у источника

В 1610 году 13 апреля. В Пасхальную пятницу в Унженской обители по древнему устану полагается особая служба в честь явления честной Макариевской иконы Богородицы и бывает Крестный ход с той чудотворной иконой из обители на источник что на суходоле, где икона и явилась. По этому случаю отовсюду во множестве стекались Боголюбцы, почитающие торжество Богоматери. Для этого и пришли на праздник из Ветлужской стороны между многими и некая Евпраксия, больная скорбутом и уже много лет имеющая по всему телу коросты, другая же Анастасия, которая страдала эпилепсией, от которой внезапно падала ниц испуская пену и теряла сознание ничего не помня придя в себя. Случилось быть здесь в этот день и посадскому человеку Алексею Колосову из Ростова. Тот Алексей страдал пьяными запоями, а когда протрезвлялся, его мучили разные бесовские видения. Отец от него отвернулся, одна мать о нём заботилась. Она, часто воздыхая сокрушённым сердцем, молила Богородицу Владычицу, да удержит её сына от пьянства, трезвость и здоровье ему подаст. Когда её сын Алексей бывал трезв, заставляла молиться вместе с собой, даже если он не хотел. Эти Евпраксия, Анастасия и Алексей вместе со многими паломниками пришли крестным ходом. После совершения водоосвящения каждый из них про себя подумал так, свят день сей, яко воскрес Христос! Свято место это, потому что здесь явилась честная икона Владычицы и сейчас здесь пребывает! Свята и вода сия, благодатию Богородицы этот суходол стал сырым и водою наполнился рукою чудотворца Макария, освятился знамением честного и животворящего креста Господня! Снят и пресвят Господь Бог наш! Нас, жаждущих исцеления от болезней наших, Человеколюбец Милостивый привёл на этот источник! И сейчас в этот час снятой исцелит Он немощи наши, молитвами Пречистой Своей Матери и угодника Своего макария и всех святых! И что бы исцелиться, надо выпить этой воды. Так по благодати Божией мудро рассудил каждый из них и испил святой воды из источника. Тут с тела Евпраксии коросты, как чешуя спали, у Анастасии же афедроном вышел червь, длинный как лента, а у Алексея из горла с отрыжкой вышел сгусток, как желток. И все они с этого момента стали здоровы благодатию Владычицы и щедротами Господа и Бога нашего Иисуса Христа и славя Отца и Сына и Святаго Духа Господа. Все видевшие это величие Божие, вместе с игуменом Иоасафом, ра-довались и говорили: «Воистину воскресе Христос, и Богородица Владычица с угодником Мaкарием всегда избавляют от всех зол Богобоящихся рабов своих. И все мы, Богородицу и Матерь, в молитве, пении духовном, а особенно жизнью возвеличим.

Избавление от одержания бесом

В 1611 году пришёл в Унженскую обитель нищий и убогий Пётр из Ветлуги одержимый бесом. Попросил он игумена Иоасафа благословить ему побыть в обители до пятой недели Великого поста и рассказал, что от юности до 35 лет не был на исповеди и Таин Христовых не принимал, а в церковь ходил не для молитвы, а для сбора милостыни. Что насобираю, тем и живу. Один раз бес науськал меля остаться в церкви на ночь, спрятавшись в тайном месте. Когда в полночь в церкви хотел я взломать церковный сундук и сотворить святотатство, как напал на меня страх, так что я не мог подойти к нему. Немного переждав пока страх не утих, опять решился на воровство и сделал это — взял деньги и спрятался. Когда же открыли двери на утреннюю службу, ни кем не замеченный, вышел из церкви и скрылся. С этого дня бес напал на меня и начал томить, так что я не имею покоя. Слышал я о бываемых у святого гроба преподобного Макария и честной иконы Богородицы преславных чудесах. Тут, будто, болящие исцеляются, прокажённые очищаются, бесы изгоняются, душ скверны омываются и спасаются от всех зол. И игумен его благословил остаться. Когда же Пётр начал поститься, бес начал противиться и творить препятствия. То вдруг все члены тела расслаблялись, то лицо кривилось в гримасы, а изо рта текла пена. То он становился такой сильный, что только вчетвером Могли его связать верёвками, да и те он скоро разрывал. То как пёс начинал лаять или вороном кричать, и много другого, чего обычно де-лают бесноватые. Монастырские же слуги водили его па службы в церковь. В субботу той недели, когда на утрени поётся акафист Богородице, Пётр так же бесновался, а когда по совершении акафиста игумен помазал его елеем от чудотворной иконы Богородицы, случилось чудо. Бес вышел в виде дыма, который видели все. С этого часа Пётр избавился от беса и сподобился принять Пречистые Тайны Христовы, прославляя Пречистую Его Матерь.

Исцеление у источника парализованного

Андрей из Ростова, у которого ни руки, ни ноги не двигались, и был он весь парализован, услышал, что струи Богородичного источника, где явилась Макариевская икона Владычицы Богородицы, по Её Пречистой, благодати врачуют недуги. Ради этого просил свозить его в пустыню Унженскую. Когда это случилось, сразу попросил игумена, что бы пели молебен у честной иконы Богородицы и преподобному чудотворцу Макарию, а после, водосвятный молебен у святого источника. Хочу, сказал он, обливанием той святой водой, свои расслабленные жилы укрепить и исцеление больным членам получить. Верю, что Пресвятая Богородица и мне, хоть и грешен есть, своё милосердие явит. И как веровал он, так ему и воздано было. Когда освященной водой облили его тело, Андрей вскочил и встал на свои ноги, знаменуясь Честным крестом и благодаря Бога и Пречистую Его Матерь. С тех пор начал Андрей ходить и руки стали двигаться. Все видящие его здоровым прославили милосердие Владычицы.

Помощь в родах

В царствование государя Царя и Великого князя Михаила Фёдоровича всея Великия и Малые и Белые России самодержца в 1622 году боярыня княгиня Мария Васильевна Долгорукова, находилась при смерти в родах. В полночь муж её князь Владимир Тимофеевич немного задремал и видит во сне, как является ему великий чудотворец Унженский Макарий, держа в руках святую икону Богоматери, и тихо говорит: «Чадо! Что спишь? Жена твоя умирает, кончает дух свой при родах если не исправит своей молитвы ко Пречистой Богородице и обещания своего в честней пустыни Её, что на Унже, не исполнит. Помоги ей осуществить свой обет и милует её Богоматерь, за веру её и твою к Ней». Проснувшись, Владимир видит, что жена его Мария получила облегчение, и в тот же час легко родила ему ребёнка, воздавая честь и хвалу Богу, Пречистой Богородице и чудотворцу Макарию. Это видели все ближние, которые уже не надеялись на её выздоровление.

Поведала тогда Мария своим близким, как явился её седой старец, по её мнению Макарий Унженский, держа в своих руках честную икону Богоматери, и говорит ей: «Что, притомилась? Близка к смерти? А не помнишь ли, как обещалась своё намерение исполнить, молебен с акафистом Пресвятой Богородице пред Её честной Макариевской иконой, что явилась на Унже». Она тогда ответила: «Прости меня преподобне отче», и глядя на честную икону Богородицы и сотворив молитву сказала: «Пречистая госпожа Владычица, помоги мне избавиться от лютой болезни, и я скоро воздам Тебе благодарения, как обещалась, Преблагая!» Тогда Макарий ознаменовав её крестообразно иконой, коснулся ей груди Марии. После этого она, получив облегчение, родила ребёнка. Тогда и князь Владимир Тимофеевич рассказал своё видение, и вместе они прославили скорбях великую помощь и от смерти избавление дарованную благодатью Своей иконы Божию Матерь, благодаря и святого. Вскоре боярыня Мария исполнила свой обет. Три дня пела акафисты Пречистой Владычице у чудотворной иконы и благодаря преподобного отца Макария. Потом умолила игумена Зосиму, чтобы он записал это чудо в книгу. С тех пор боярыня Мария имела великую веру и любовь к чудотворной иконе Богоматери и преподобному отцу Макарию, во славу Отца и Сына и Снятого Духа. Аминь.

Исцеление ради обета

В 1633 году 14 января приехал из Москвы дьяк Назарий Толстой молиться в Унженскую обитель, которая называлась Новая Желтоводская пустынь. Он рассказал, проливая слёзы честному старцу игумену Макарию, как он Назарий во время своей скорби, находясь в долгой болезни и в изнеможении, близ смерти в отчаянии и не надеясь на врачей, отдался всецело в помощь крепкой Заступнице и печальным утешению Преблагословенной Деве Богородице. Он дал обещание Ей всегда петь акафисты, если даст ему здоровье. В тот же миг видит стоящего перед собой старца монаха, украшенного честными сединами. От необычного явления объял его страх, хотел закричать, но не стог. Старец же, умильно смотря на него, тихо проговорил: «Не бойся меня чадо! Я — Макарий Унженский и Желтоводский, послан к тебе от Пречистой Богородицы, чтобы ты выздоровел, ради совершения твоего обета к Ней. Перестань брать взятки и подарки, которые ты принимаешь, творя суды. Неугодно это Богоматери, ведь ты оправдываешь виновных, а невиновных осуждаешь». После этих слов я проснулся здоровым и теперь стою перед тобой честный отче, сказал дьяк. Я теперь начал своё обещание исполнять, молитвы свои воздать Пресвятой Владычице, Избавительнице моей, пришёл в эту честную обитель Её, пред сею чудотворною иконой Богородицы и благим вестником Её, угодником Христовым Макарием. Хочу просить честность твою, в память восстания моего от одра смерти милостию Богородицы, за молитвы преподобного отца нашего Макария, вписать эту историю в книгу чудес от иконы Пресвятой Богородицы. После чего, радуясь, дьяк отправился в путь восвояси, славя и благодаря Бога.

Исцеление от слепоты и головной боли

В тот же 1633 год купец Григорий Иванович Кокорев рассказал игумену Макарию, как он от сильной болезни — страшной головной боли ослеп и целый год ходил с провожатым. Тогда начал он со слезами молить Пресвятую Богородицу, обещаясь всегда почитать Её, каждый день петь акафист, каждый год посещать Её честную обитель Унженскую в субботу пятой недели поста и 17 сентября (30 сентября по нов/ст), когда там бывают молебные бдения чудотворной Макариевской иконе Богоматери. И на праздниках угодника Её преподобного Макария бывать, ради молитв и подаяния милостыни, если исцелит его, а глаза отверзет. И вот теперь свершилось чудо! Через три дня, помощью Богородицы, он прозрел и стал здоров, во славу рождшегося от Нея Спаса мира Великого Бога и Господа нашего Иисуса Христа, Ему же со Отцем и Святым Его духом, буди от всех нас честь и слава и поклонение во веки веков аминь.

О пожарах 1630 и 1669 году

Ради наших грехов Господу Богу угодно было, чтобы обитель преподобного отца Макария огнём, как золото в горниле очистилась. Прошло немного лет, когда от великих щедрот ангелоименитого Царя Михаила Фёдоровича были обновлены и благоукрашены деревянные церкви и здания келий, когда это случилось. Было так дважды — первый в 1630 и второй и 1669 году, чтобы осознано было посещение Божие живущими в обители, и не оскудели молитвы к преподобному отцу Макарию, попустил Бог нашествием огня истребить и очистить город Макарьев и обитель преподобного Макария. … (далее текст утрачен)

Ещё о пожаре (год неизвестен)

Как в … году 8 июля (21 по нов\стилю) весь город Макарьев огнём истреблен, а святая обитель преподобного Макария, изнесением вокруг онаго снятых чудотворных икон, благодатию Пресвятой Богородицы сохранена от пожара.

(начало текста утрачено)

.

преподобного отца Макария, моля Владычицу, чтобы сохранила от пожара обитель святую, а город Макарьев не до конца истребит огненным запалением. Обещались, если услышаны будут, в память о сохранении от пожара святой обители, установят ежегодно 8 июля (21 июля по нов/ст) вокруг монастыря Крестный ход. По окончании молебна Богоматери и святому чудотворцу Макарию спешно вышли со святой водой, Макариевской чудотворной иконой Богоматери и чудотворным образом преподобного Макария, с пением молитв Владычице и преподобному, подошли к месту пожара и стали читать Евангелие. Потом стали петь седален Богородице и кропить святой водой, после чего ветер переменился и стал утихать. Все увидели, что огонь начал уменьшать своё стремление, и, мало-помалу прекращаться пожар. Так святая обитель снова была сохранена от пожара, обнесённая тою же иконою Владычицы, благодатию Приснодевы, Своим милостивым нас присещением в честной Её образе. Не тая Её благодеяния, ежегодно 8 июня в Крестном ходе воспеваем Ей зовуще: «Радуйся Богородице Чистая, стена, ограждёние и спасёние душ наших». Превыше всех да будет честь и слава в Троице славимому Богу ныне и присно и во веки веков аминь.

Как снова иконою Макарьевской Божией Матери город и обитель спасены были от холеры

В 1848, а так же в 1851 годах постигла окрестные веси и город Унжу холера. В деревне Киселиха от эпидемии умерли почти все жители. Был в опасности и город Макарьев. Испуганные жители бывшего города Унжи пришли ко гробу богоносного отца Макария, слёзно прося архимандрита Платона, чтобы он позволил им взять чудотворные иконы и поднять их в город Унжу.

.

(далее текст утрачен)

2016-11-24_17-13-26Макарьевская икона Пресвятой Богородицы является чудотворным списком с иконы Божией Матери «Одигитрия», явленной в 1442 году преподобному Макарию Унженскому.
В 1629 и 1690 годах при случившихся в монастыре сильных пожарах Макарьевская икона Божией Матери осталась невредимой.
В 1717 году по указу Петра I и по благословению местоблюстителя патриаршего престола митрополита Рязанского Стефана (Яворского) монаху Ионе была выдана рукописная «память» для «беспенного» сбора пожертвований на изготовление оклада для Макарьевской иконы. В «памяти» икона прямо называется «чудотворной».

Однако позднее, при настоятеле монастыря игумене Митрофане II, икона была перемещена из соборного храма в Благовещенскую церковь и пребывала в забвении; поверх древнего письма было нанесено изображение Смоленской иконы Божией Матери. Новое обретение иконы состоялось в Макариево-Унженской обители в 1858 году при архимандрите Платоне. «По случаю обновления ветхого иконописания» с иконы, известной к тому времени как Смоленская, был снят верхний слой, под которым оказался «чудный лик Богоматери» с надписью «Макарьевская» и подписью тропаря и кондака.

В это время в монастыре сохранялась, видимо, и икона, явленная преподобному Макарию – в 1863 году архимандрит Платон писал, что один и тот же тропарь и кондак поется в обители «перед обоими чудотворными иконами». Судьба Макарьевской иконы и ее прообраза неизвестны. Сохранился единственный список Макарьевской иконы, который находится сейчас в Рождественской церкви города Макарьева.